5 полезных бактерий, обитающих в наших организмах

«Разве есть такой орган? Это же просто микробы!» — удивитесь вы.

Бессонница в кишечнике?

Кишечник и мозг: Как бактерии влияют на психическое здоровьеФотография: Depositphotos

Просыпаетесь несколько раз за ночь? Возможно, что эти пробуждения — результат ночной жизни кишечных бактерий. Трудно поверить, не так ли? Но все по порядку…

Если, как мы объяснили ранее, микробы могут влиять на наше настроение, то почему бы им не «промышлять» во время сна? Тем более что депрессия и бессонница или плохое качество сна уже давно считаются взаимосвязанными. Очень часто нарушения сна являются началом развития депрессии.

– Кишечный микробиом, вероятно, изменяет наши суточные ритмы, цикл сна и бодрствования, а также воздействует на гормоны, регулирующие сон и бодрствование, — заявил британской газете The Guardian доктор Майкл Бреус, клинический психолог и член Американской академии медицины сна.

Бессонница в кишечнике?

Можно ли уже из исследований ученых использовать что-то в ежедневной практике, чтобы улучшить качество сна и покончить с ночными пробуждениями? Они предлагают диету, основанную на пребиотиках, то есть соединениях, питающих наши полезные микробы и прием, после консультации с врачом, пробиотических бактерий, доступных в аптеке.

Исследования, проведенные учеными из Колорадского университета и опубликованные в Frontiers of Behavioural Neuroscience, предполагают даже, что пребиотики могут значительно влиять на качество сна. Причем как на фазы быстрого, так и глубокого сна.

Еще до недавнего времени способ питания недооценивался многими психиатрами и терапевтами, занимающимися сном. Считалось, что другие факторы играют ключевую роль в развитии бессонницы. Но ведь человек инстинктивно чувствует, что при плохом питании и спит плохо. Тем не менее мы связывали этот факт скорее с чисто физиологическим процессом пищеварения (впрочем, частично верно), а не с ночной жизнью наших микробов.

Читайте также:  Инъекционные способы борьбы с мимическими морщинами.

Роль в организме

Ученые в течение почти 20 лет изучали микробиом, прежде чем пришли к выводу, что этот симбиоз микробов играет важную роль для человеческого организма. Он важен для:

• повышения иммунитета;
  • профилактики инфекций;
  • поддержания функциональности пищеварительной системы;
  • поддержания гормонального баланса;
  • правильной работы головного мозга.
Роль в организме

Состояние микробиома может даже определить, к развитию каких болезней склонен человек. В 2018 году в британском журнале Nature, который является самым влиятельным научным изданием в области биологии и медицины, были опубликованы результаты крупномасштабного исследования, касающегося микробиома. Ученые, проанализировав микробиом более 1000 здоровых людей, выявили тесную связь между микробным сообществом и изменениями холестерина, массы тела, уровня глюкозы в крови и некоторыми другими параметрами. Специалисты, проводившие исследование, пришли к выводу, что используя генетические данные и профиль микробиома человека, намного легче определить его склонность к тем или иным нарушениям, нежели в случае использования исключительно генетического материала.

Многие, наверное, знают, что витамин В12 – одно из тех веществ, которое синтезируется в тонком кишечнике. Но после изучения функций микробиома в организме ученые пришли к выводу, что все же это вещество с довольно сложной молекулой производит не сам человеческий организм, а микроорганизмы, содержащиеся в кишечнике.

Противопоказания

Препараты для кишечника имеют минимум противопоказаний. Их назначают взрослым и детям разных возрастов. Но есть медикаментозные средства, в составе которых имеется лактоза. Поэтому их запрещено принимать людям с лактозной недостаточностью и аллергической реакцией на молочные продукты.

Пребиотики противопоказаны пациентам с сахарным диабетом, так как в состав некоторых лекарств входит сахар.

Симбиотики — безопасные и эффективные средства. Они необходимы кишечнику. Но только в том случае, если имеются какие-то отклонения. Здоровому организму они, наоборот, могут нанести вред.

Лактобактерии – зачем они нужны в организме

Ошибочно думать, что бактерии обязательно должны быть болезнетворными и вредными для человека. Да, их в нашем организме действительно очень много и не все они полезные. Например, ежедневно вместе с калом организм человека выводит 17 триллионов микробов. Только в одном грамме фекалий их несколько миллиардов. Но не стоит думать, что все эти триллионы бактерий не нужны человеку – их наличие в кишечнике является одним из важных звеньев в цепи жизнедеятельности. И, как ни странно, без некоторых бактерий нашему организму просто не выжить. Прежде всего это лактобактерии, главная функция которых – борьба с болезнетворными бактериями. Лактобактерии чем-то напоминают санитаров – очищают организм, поддерживая иммунитет на должном уровне, расщепляют и выводят из тела человека канцерогены и токсины. Полезные свойства лактобактерий были замечены ещё в начале ХХ века. Их наличие в кишечнике, ротовой полости и во влагалище подавляет развитие патогенных микроорганизмов, что, в свою очередь помогает поддерживать организм здоровым. И только благодаря тому, что в желудочно-кишечном тракте 90% бактерий как раз являются полезными, а не патогенными, мы до сих пор существуем.

Роль бактерий в очистке воды

Бактерии, очищающие воду, стабилизируют уровень ее кислотности. С их помощью сокращаются донные отложения, улучшается здоровье рыб и растений, живущих в воде.

Роль бактерий в очистке воды

Недавно группой ученых из разных стран были обнаружены бактерии, которые разрушают детергенты, входящие в состав синтетических моющих средств и некоторые лекарственные препараты.

Рис. 13. Широко применяется деятельность ксенобактерий для очистки почв и водоемов, загрязненных нефтепродуктами.

Роль бактерий в очистке воды

Рис. 14. Пластиковые купола, очищающие воду. В них содержатся гетеротрофные бактерии, питаюшиеся углеродосодержащими материалами, и автотрофные бактерии, питаюшиеся аммиак- и азотсодержащие материалами. Система трубок поддерживает их жизнеобеспечение.