Амбидекстр – это человек, который одинаково владеет обеими руками

Межполушарная асимметрия – один из принципов функционирования мозга, проявляется в разнице морфологического строения левого и правого полушарий. Параллельно с морфологическими различиями наблюдается разница психических процессов. Неравномерность гемисфер в сочетании с феноменом доминирования одного полушария определяет индивидуальность личности, приводит к специфике поведения, восприятия окружающей действительности, формирования реакций на внешние раздражители.

Определение

Межполушарная асимметрия отражает разницу функциональных процессов, протекающих в правой и левой части мозга. Латерализация представляет собой особенности морфологического строения и функций правой и левой половины мозга. Это онтогенетический процесс (подразумевает индивидуальное развитие организма), когда обе половины согласованно взаимодействуют, но одно из полушарий принимает большее участие в осуществлении определенных функций.

Асимметрия (разнообразие, неравномерность) определяет разграничение функций мозговых структур в правой и левой половине головы. Важную роль в организации взаимодействия между половинами мозга играет мозолистое тело. В межполушарных взаимоотношениях при функциональной асимметрии мозолистое тело выполняет задачу межполушарного торможения для разделения активности половин мозга, что приводит к повышению эффективности обработки информации.

Если сложность поставленной задачи возрастает, усиливается взаимодействие. Степень взаимного дополнения функций друг друга определяет уровень интеллектуальных способностей человека. В свою очередь дезинтеграция между гемисферами коррелирует с уменьшением размеров мозолистого тела и приводит к ухудшению когнитивных способностей.

Сокращение размеров мозолистого тела (по результатам МРТ) может произойти вследствие посттравматических реакций, стрессов, которые сопровождаются высоким выбросом гормона кортизола. Послеоперационное нейропсихологическое обследование пациентов с артериовенозными мальформациями, расположенными в области мозолистого тела, показало нарушение функций правого полушария. Деструктивные расстройства затронули сферы эмоций, объемного мышления и пространственной деятельности, восприятия окружающего мира.

Для формирования полноценного представления о предмете, состоянии или процессе необходимо участие структур левой гемисферы. С учетом особенностей работы полушарий помимо сенсорной и моторной асимметрии выделяют межполушарные различия психической деятельности, что коррелирует с формированием определенного типа мышления индивида.

Читайте также:  Головокружение нарушение координации движения диагноз

Как определить: правша или левша?

Проведите несколько простых тестов:

Диагностика ведущей руки

  1. Сомкнуть руки в замок с переплетением пальцев. Палец ведущий руки окажется сверху.
  2. Порезать бумагу ножницами.
  3. Намотать нитку на катушку. Наматывать нитку будет ведущая рука.
  4. Сложить мелкие детали в коробку.
  5. Закрыть-открыть застежку молнию.
  6. Поймать одной рукой мяч.

Все действия делаются  легче ведущей рукой.

Диагностика ведущей ноги

  1. Встать со стула, сделать шаг вперед/назад – ведущая нога выполнит движение первой.
  2. Прыгнуть в длину – ведущая нога будет толчковой.
  3. Прыгать на скакалке – ведущая нога поднимается первой.
  4. Закинуть ногу на ногу – «главная» нога будет сверху.

Диагностика ведущего глаза

  1. Посмотреть в калейдоскоп одним глазом. Дети и взрослые всегда в этом случае выбирают ведущий глаз.
  1. Попросите ребенка вытянуть карандаш в руке и смотреть на его кончик обоими глазами. Затем по очереди закрыть правый и левый глаз. При закрытии какого глаза «мишень» смещается сильнее? Этот глаз – ведущий.

Диагностика ведущего уха

  1. Дайте ребенку часы и попросите послушать, как они тикают. Ребенок поднесет часы к ведущему уху.
  2. Скажите, что сейчас расскажете ребенку секрет «на ушко». Ребенок подставит ведущее ухо. Не забудьте, действительно, рассказать какой-нибудь секрет J

Примечание: Выберете и проведите по 2 любых задания для диагностики каждого показателя (2 упражнения – для определения ведущей руки, 2 –для ведущей ноги, 2 – для уха, 2 – для глаза). Запишите результаты теста.

Если оба упражнения показывают, например, что движения легче делать левой рукой, то считаем, что ведущая рука – левая. Если одно упражнение ребенок делает правой рукой, другое левой, то считаем, что одинаково владеет обеими руками.

Для удобства можете записать следующим образом:

Алексей, 4 года:  Рука – Л (левая)

Нога – Л (левая)

Ухо – П (правое)

Глаз – одинаково

Оцениваем результаты теста:

– Если 4 или 3 показателя (ведущие рука, нога, ухо, глаз) – левые, значит, перед нами 100% левша (или ребенок с преобладанием правого полушария)

Читайте также:  Миелопатия поясничного отдела: чем проявляется и как лечить

– Если у каждого параметра абсолютно одинаковые значения (то есть обе руки, ноги, уха, глаза –ведущие, ребенок хорошо владеет ими в одинаковой степени) – перед нами амбидекстр (человек, который способен включать и использовать левое и правое полушарие одновременно). Считается, что Леонардо да Винчи был амбидекстром.

– Если получились смешанные показатели (два левых и два правых) – обратите внимание на ведущую руку, она подскажет, какое полушарие преобладает. В случае с Алексеем из нашего примера выше, можно сказать, что у него преобладает правое полушарие, хотя левое тоже хорошо развито.

– Если 3 или 4 показателя – правые, перед нами правша.

Знаменитые амбидекстры

Амбидекстр — это люди особенные, со специфическим складом ума и среди них есть множество известных выдающийся личностей, которые внесли большой вклад в развития всего человечества.

Например, Леонардо да Винчи, известный учёный энциклопедист, художник и изобретатель, создавший Мона Лизу и спроектировавший летательный аппарат задолго до его появления.

Известный гитарис Джимми Хендрикс, который мог играть на гитаре как левша и правша.

Чемпионки по теннису Мария Шарапова и Мартина Навратилова не стали бы такими выдающимися спортсменками без амбидекстрии.

Связи между полушариями и их свойства

В настоящий момент проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является одной из самых важных в естествознании. Впервые этот вопрос был затронут еще Гиппократом, а в 19 веке собралось достаточное количество фактов, подтверждающих межполушарные различия.

Становление теории межполушарной асимметрии шло в несколько стадий. Поначалу считалось, что левое полушарие полностью доминирует над правым. Потом появились предпосылки полагать, что каждое из них может доминировать в зависимости от выполняемых функций.

Рекомендуем: Амбидекстр — кто это?

Сейчас данный вопрос изучается в аспекте актуальности участия каждого полушария головного мозга в реализации психических функций. Участие каждого из них в выполнении разных функций имеет не тотальный, а парциальный вид. Выявлено, что полушария головного мозга принимают не одинаковое по виду и неравноценное по важности участие в реализации психических функций.

Читайте также:  Необъяснимые случаи улучшения состояния людей с БАС

Сенсорная латерализация заключается в следующем: один орган чувств (парный) сильнее реагирует на стимуляцию. Так, доминантный глаз отличается лучшим зрением, ухо – более острым слухом и т.п.

Латерализация высших психических функций проявляется в том, как принимается, перерабатывается и хранится информация, как выбирается план поведения в той или иной ситуации.

Таким образом, индивидов, для которых типична левополушарность, отличают рациональность, логичность, обстоятельность. В свою очередь для правополушарных характерны непоследовательность, отсутствие склонности к анализу.

Рекомендуем: Безусловные рефлексы — что это?

Можно выделить следующие свойства функциональной асимметрии :

  • Доминантность. Активируются зоны одного полушария в момент определенной деятельности. Это стабильная характеристика.
  • Переключаемость. Если меняется состояние организма, то происходит и смена активации полушария.
  • Пластичность. Некоторые особенности, объясняемые асимметрией, меняются и закрепляются под влиянием определенных факторов.

Благодаря последним работам в этой области также выявлено, что в отдельных областях деятельности асимметрия между полушариями стационарна. Но иногда проявляется ее динамичность, когда латерализация происходит длительное время.

Основные межполушарные различия были замечены ученым Р. Сперри. Для лечения эпилепсии им была разработана операция по рассечению мозолистого тела. Таким образом появилась возможность изучать работу полушарий мозга в их некоторой изоляции друг от друга.

Наблюдение за пациентами, перенесшими данную операцию, показало у них очень серьезные нарушения в работе мозговой организации высших психических функций, которые были названы синдромом «расщепленного мозга».

У данных пациентов не изменились темперамент, интеллект, но были выявлены феноменальные нарушения высших психических функций, которые явились следствием операции.

Например, когда больного попросили собрать конструкцию по схеме правой рукой, то было отмечено большое количество неточностей. Это произошло потому, что левое полушарие взаимосвязано с правой частью тела. Таким образом было обнаружено, что большие полушария – это единый орган, и только при их взаимодействии мозг правильно функционирует.