Развитие ребенка в первый год жизни по месяцам таблица

Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.

Что новенького

  • Главное достижение большинства детей в 1 год — умение самостоятельно ходить.
  • В этом возрасте большинство деток могут вставать и ходить без опоры или поддержки взрослых.
  • Активно путешествует по комнатам, быстро ползает, сам встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.
  • Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.
  • Проявляет различное отношение к разным людям.
  • Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.
  • Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.
  • Навык использовать во время еды ложку и кружку значительно улучшился.
  • Активно проявляет недовольство, протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Первый месяц

Это время малыш приспосабливается к новому для него миру. Сытый и ничем не обеспокоенный малыш почти все время будет спать. Движения рук и ног хаотичные. В это время преобладает рефлекторное поведение: поисковый, хватательный, сосательный рефлексы. Лёжа на животе, ребёнок может поднимать головку на несколько секунд, поворачивать её на бок.

Малыш в это время видит совсем мало, но уже хорошо слышит, узнает голос мамы. Может задержать взгляд на интересующем предмете. Своим плачем ребёнок сигнализирует об испытываемом дискомфорте.

Как развивается речь у ребёнка

В период от рождения до одного года развитие детской речи условно проходит четыре стадии.

Первая стадия – крик

Длительность стадии крика составляет от рождения до 6-8 недель. Проявляется гласными звуками.

Вторая стадия – гуление

Длится от 2 до 5 месяцев. Малыш может гулить спонтанно либо при общении со взрослым. Проявляется гукающими звуки («га», «гы», «агу», «аа»).

Третья стадия – лепет

Длится до возраста 11 месяцев. Лепет состоит сначала из отдельных слогов («па», «ба», «ля»), затем переходит в слоговые цепочки («па-па-па»), позже — в первые слова («па-па»).

Как развивается речь у ребёнка

Четвёртая стадия — первые слова

Длится до первого года жизни. Малыш не просто лепечет, но соотносит полученный лепет из двух слогов с конкретным человеком или предметом (мама). Связывает звукосочетания с предметом (кошка — «мяу-мяу»).

К концу первого года жизни малыш произносит до 10 первых слов.

От родителей требуется создать наиболее благоприятные условия для развития речи:

  • не рекомендуется включать телевизор для фона. Он может стать причиной задержки развития речи у малыша;
  • нужно разнообразить свою речь, следить за чистотой речи и произношением;
  • читать малышу хорошую литературу;
  • включать ребёнку классическую музыку.
Читайте также:  Если после отравления судороги чем лечить

За первый год ребёнок проходит через множество изменений в развитии. Организм ребёнка значительно меняется. Родители должны понимать, что именно в этот период происходит закладка здоровья ребёнка, формирование систем организма. Поэтому важно потратить максимально сил и терпения на занятия с малышом.

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.
Интересная методика Макото Шичида

Говорят дети! —Дочка, в кого ты такая злопамятная? — Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

От месяцев до года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Читайте также:  Как должна проводиться профилактика клещевого энцефалита

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Отклонения от нормы у детей до года

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь.

важноОднако есть определенные состояния, появление которых должно насторожить родителей.

После рождения

  • Ребенок вяло сосет, долгое время не просит есть.
  • Не фокусирует взгляд и не моргает, когда появляется яркий свет.
  • Ручки и ножки ребенка не находятся в гипертонусе, а свисают, как тряпочки.
  • Ребенок не реагирует на громкие звуки, шум.

В 2-3 месяца

  • Не обращает внимания на свои ручки, не интересуется ими.
  • Не реагирует на мамино появление.
  • Не берет предметы в ручки.
  • Не держит голову.

В 4-5 месяцев

  • Не гулит.
  • Не упирается ножками о твердую поверхность, если поддерживать подмышки.
  • Большую часть времени косит одним или двумя глазкам.
  • Не реагирует на появление родных, не интересуется незнакомыми людьми.

В 6 месяцев и после

  • Мышцы ребенка постоянно напряжены или наоборот слишком атоничны.
  • Ребенок во время игр пользуется только одной рукой.
  • Не проявляет радости и любви к маме.
  • Ребенок не реагирует на звуки или реагирует только на очень громкие.
  • Ребенок не поворачивается со спины на живот и обратно.
  • Не умеет смеяться и радостно гулить.
  • Не пытается садиться (в возрасте 8 месяцев).
  • Не лепечет.
  • Не проявляет интереса к играм «ку-ку», «сорока-ворона», приближаясь к годовалому возрасту.

Никогда нельзя точно сказать, когда ребенок должен овладеть определенным навыком, но, если вы обнаружите какие-то из перечисленных признаков у своего малыша – скажите об этом своему педиатру.

Заботимся о здоровье

Прививки детям до 1 года способны положительно сказаться на их здоровье в будущем. По национальному календарю прививок, в первый год жизни малыша прививают от 10 инфекций. Прививку от гепатита В на первом году жизни делают три раза внутримышечно – первый раз в роддоме, в 1 месяц и в 6 месяцев.

Прививку от туберкулеза делают на 3-7 сутки жизни еще в роддоме внутримышечно, в наружную поверхность левого плеча. На первом году жизни ее необходимо сделать только один раз.

Прививки от полиомиелита – их делают в 3, 4, 5 и 6 месяцев жизни малыша. Первые два раза – это внутримышечные инъекции инактивированной вакцины, третий раз – живая вакцина в каплях в рот.

Следующей прививкой является объединенная вакцина от столбняка, дифтерии и коклюша – делают ее внутримышечно в 3, 4, 5 и 6 месяцев.

Вакцина от гемофильной инфекции в первый год жизни крохи должна быть сделана три раза внутримышечно в 3, 4-5 и 6 месяцев его жизни. Эта вакцина была включена в национальный календарь прививок в 2011 году. Гемофильная палочка является одной из самых частых возбудителей острых респираторных заболеваний и отитов. Главная цель такой прививки – предотвратить самые тяжелые ее формы: менингит и пневмонию, которые у детей до года чаще всего заканчиваются смертью.

Объединенная вакцина от эпидемического паротита и кори. Ее делают внутримышечно в 12 месяцев.

Также в 12 месяцев внутримышечно вводят и вакцину от краснухи, этот вирус крайне опасен для плода, если мама с ним столкнулась впервые только во время беременности, то он может вызвать врожденные пороки развития малыша.